wordpress themes.

ОВЗ

Театрализованная деятельность для детей с ОВЗ

Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными способностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ОВЗ, меньше. Дети, поступающие в РЦ совершенно разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию.

Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети». Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.     Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

У детей с недостатками развития особенно глубоко нарушено мышление. Ребенок затрудняется делать элементарные обобщения, очень узко воспринимает то, о чем вы ему рассказываете. В младшем возрасте ребенок практически не в состоянии самостоятельно объединить в группы игрушки, относящиеся, например, к одежде, мебели, посуде и пр. Он не осознает, что платье и брюки – это одежда, а стул и стол – мебель. Поэтому малыш беспорядочно и бессистемно хватает все, что попадается ему под руку.

Нарушения мышления у ребенка непосредственно сказываются на овладении речью. В младшем возрасте он с большим трудом понимает чужую речь, в лучшем случае, улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, относящиеся к его потребностям. Со временем ребенок станет лучше понимать обращенную к нему речь, однако очень долго он воспринимает только то, что связано с его личным опытом.

Собственная речь детей появляется поздно. Некоторые малыши могут произносить только отдельные слова, короткие, непонятные для окружающих фразы. Дети, не умеющие говорить, обращаются к взрослым жестами, отдельными звуками, своеобразными словами, в которые они обычно вкладывают определенный смысл.

Театрализованная деятельность является эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же развития у них коммуникативных навыков.

Структура проведения занятий:

Часть 1. Вводная

Цель вводной части — установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу.

Основные процедуры работы — чтение сказок, рассказов, стихов. Игры «Бегал заяц по болоту», «Сидит белка на тележке», «А каток, каток, каток», «Дует ветер нам в лицо» и т.д.

Часть 2. Продуктивная

В нее входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, направленный на активизацию творческих способностей детей.

Элементы занятий:

  • сказкотерапия, с элементами импровизации.
  • разыгрываются этюды, стихи, потешки, сказки, небольшие рассказы с
    использованием мимики и пантомимики (Короткова Л.Д. Сказкотерапия для
    дошкольников).
  • Игры на развитие воображения и памяти — игры включают в себя запоминание.
    стихов, потешек, пиктограмм, схем, небольших рассказов.
  • рисование, аппликации, коллажи — использование различных видов
    нетрадиционного рисования, использование природного и бросового материала.

Часть 3. Завершающая

Цель занятия — получение знаний посредством создания совместных спектаклей, игр, викторин. А так же получение ребенком положительных эмоций на занятии. На практических занятиях по ИЗО деятельности организуются выставки детских работ.

Методические приемы:

  • Беседы проводятся с целью освоения нового материала
  • Подвижные игры- организуются для раскрепощения и отдых детей на занятиях.
  • Словестные, настольно- печатные игры – организуется как форма занятий.
  • Экскурсии – проводятся с целью обогащения духовного мира ребенка
  • Работа с семьей – проводиться с целью привлечения родителей к совместной творческой деятельности, участие в экскурсиях, развлечениях, праздниках.
  • Изготовление поделок и рисование – проводятся с целью развития творческих способностей, воображения, памяти.

Создание предметно- развивающей среды:

  • Художественная литература.
  • Иллюстрации к сказкам.
  • Видеоматериал (запись сказки).
  • Дидактические игры.
  • Атрибуты к различным видам театра.

Прогноз:

  • у детей воспитывается эмоционально- положительное отношение к театру, формируется устойчивый интерес к театрализованной деятельности.
  • обогащается речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, ее грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.
  • у детей формируется навык общения.

Сказкотерапия. 

На сегодняшний день деток с различными нарушениями становится всё больше. Дети с ограниченными возможностями имеют физиологические и психоэмоциональные дефекты и обучению поддаются нелегко. К наиболее распространённым отклонениям относятся проблемы с речью (заикание, ЗРР), слухом, нарушения опорно-двигательной системы, задержка в развитии. В коррекции эмоционально — волевой сферы » особых детей » большая роль отводится сказкам.

 » Сказка – это то золото, что блестит огоньком в детских глазах. » — Ханс Кристиан Андерсен

Что такое сказкотерапия?

Сказкотерапия – это психотерапевтический метод воздействия на ребёнка, с помощью которого он сможет пересилить свои страхи, определиться в том, что хорошо и что плохо. Кроме того, этот способ помогает развить индивидуальность и, при необходимости, корректирует поведение.

С древнейших времён до наших дней люди рассказывали сказки детям, потому что через них ребёнку открывался мир, правильные и важные истины, принципы жизни, способы взаимоотношений. Поэтому это самый древний метод воспитания и образования.

Сказка адресована живому творческому созидательному » детскому началу » в человеке, но это вовсе не значит, что метод имеет возрастные ограничения. Сказка – древнейшее знание, зашифрованное в привлекательных образах и интригующих ситуациях. Первоначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она наставляла, разъясняла, давала ответы на самые непростые вопросы мироздания. Каждый раскрывал в ней тот подтекст, который был более созвучен мировосприятию, который мог дать ответы на внутренние вопросы.

Сегодня же в мире появилось новое направление – сказкотерапия – которое весьма популярно и востребовано при взаимодействии с детьми с ограниченными возможностями или умственной недостаточностью.

Виды терапевтических сказок

  • Дидактическая сказка

В ней ребёнок узнает об обычных окружающих его вещах, предметах, людях (семья, дом, животное, дерево, солнце), а также об общих правилах поведения. В таких сказках обычно содержатся ещё и задания, которые помогают закрепить полученную информацию на практике. Такие сказки могут иметь разный формат – рассказ в книге, мультфильм, игра – и обычно они вызывают у детей живой интерес, отвлекая от рутинных занятий.

  • Психологическая сказка

Психологические сказки служат для развития личности ребёнка, формирования различных позитивных моделей поведения.

  • Художественная сказка

Такие сказки учат детей морально-этическим принципам, знакомят их с традициями народа.

  • Диагностическая сказка

Диагностическая сказка помогает скорее взрослому, чем ребёнку, потому что позволяет определить тип личности малыша, особенности его характера и отношения к миру.

  • Медитативная сказка

Особый вид сказок, который помогает ребёнку погрузиться внутрь себя, обратиться к своему подсознанию через яркие визуальные образы и погружение в сказочный процесс. Такие сказки лучше всего рассказывать перед сном или в специально созданных условиях. Можно включить расслабляющую музыку, попросить ребёнка закрыть глаза, убрать яркое освещение.

  • Сказка для гиперактивных детей

Из названия понятно, что эти сказки предназначены для слишком активных детей или детей с синдромом дефицита внимания. Они помогают малышу сконцентрироваться, учиться контролировать своё поведение, нормализовать эмоциональное состояние, стать спокойнее.

  • Логопедическая сказка

Подходят для детей с тяжёлыми нарушениями речи и в основном воспроизводятся в виде простых и познавательных игр. Логопедические сказки помогают устанавливать причинно-следственные связи и усваивать социальные нормы, принятые в обществе.

  • Сказка для детей с интеллектуальной недостаточностью

Здесь тоже почти всегда используется формат игры. Эти сказки помогают развивать творческое мышление, учиться визуализировать и создавать образы, устанавливать причинно-следственные связи, общаться на вербальном языке, развивать чувство юмора.

Применение сказкотерапии в коррекционном процессе

Коррекционными задачами сказки могут быть: постижение ребенком глубин его собственного внутреннего мира, становление его самосознания, знакомство с базовыми психологическими понятиями, поддержка на пути зарождения его индивидуальности.

Слушая сказку, дети погружаются в другой мир, полный неизведанных тайн, учатся сопереживать героям и иногда даже придумывают собственные истории.

В сказке ребёнок получает первые понятия о честности и подлости. Сказки позволяют малышу впервые ощутить различные эмоции, о которых он ещё не знал. А ещё процесс сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, с которой он либо согласится, либо нет.